Стена была не живописной иконой, а убийственной реальностью, попытка преодолеть которую могла стоить свободы и жизни, и часто стоила…
М. Сабров, А. Клаусмайер «Жертвы Берлинской стены»
Послевоенная Германия вначале выглядела одинаковой: разрушенные города, заминированные поля, бедность. Но экономическое восстановление Западной Германии оказалось на удивление быстрым. Рыночная экономика и финансирование в рамках плана Маршалла позволили остановить инфляцию. Не последнюю роль в росте ВВП сыграл автомобиль Volkswagen Beetle («жук»). Иначе обстояли дела в Восточной Германии: плановая экономика, коллективизация и национализация привели к тому, что мелкое фермерство стало невыгодным и начался дефицит. Государственная партия СЕПГ установила при поддержке советской оккупационной власти диктатуру. Значительная часть населения Восточной Германии не была согласна с новой политической и экономической системой. По этой причине уже в конце 1940-х годов началось быстро растущее движение беженцев на западные территории.
В 1948 году произошел так называемый первый Берлинский кризис. СССР настаивал, чтобы союзники не вводили на территории Западного Берлина новую марку – это сильно ударило бы по восточному сектору, где такой реформы не провели. Запад не согласился, и Советский Союз попытался изолировать Западный Берлин. Бесконфликтно реализовать планы временного разделения Германии не удалось. Как следствие, в 1949 году образовались два государства – ГДР и ФРГ. Западный Берлин стал анклавом, через который можно было бежать на Запад. Сотни тысяч людей этим воспользовались. Преимущественно бежали молодые, трудоспособные, образованные люди. Отток квалифицированных кадров стал проблемой – ГДР потеряла одну шестую часть своего населения, около 3 млн. человек. Руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт безуспешно требовал от ФРГ компенсацию 17 млрд долларов за потерю рабочей силы.
В 1952 году границу закрыли, передвижение стало разрешено только через несколько официальных пограничных переходов. На восточном перроне вдоль границы была создана зона ограниченного доступа, в которую можно было попасть только по разрешению полиции. Совершающие поездки без разрешения или желающие переехать на постоянное место жительства в ФРГ все чаще подвергались уголовному преследованию. Но у намеревающихся бежать все еще оставалась возможность пересечь границу через Берлин – через открытые границы сектора.
В начале 1960-х годов Хрущёв начал давить на США и Великобританию с требованием демилитаризовать Западный Берлин и вывести войска НАТО. Запад не пошел на уступки. Когда Хрущеву предложили идею строительства стены, он согласился: правительство стремилось стабилизировать свою власть и задокументировать свой суверенитет перед внешним миром, а также не допустить изменения статус-кво в Центральной и Восточной Европе.
В ночь на 13 августа 1961 года после совещания руководства ГДР на границу «для защиты от фашистов и шпионов» прибыло более 10 000 человек народной и пограничной полиции при поддержке нескольких тысяч членов боевых групп – и сотни километров колючей проволоки. В 7 утра западные районы уже были окружены забором в 80 см. Народная армия с более чем 7 000 солдат и несколькими сотнями танков готова была предотвратить прорыв границ сектора. Боевые группы и народная милиция сдерживали толпу с помощью пулеметов; всех, кто протестовал, арестовывали. Родственники, друзья, соседи вдруг оказались по разные стороны. С тех пор эта дата получила название «воскресенье колючей проволоки». 15 августа колючей проволокой был обнесен весь Западный Берлин. 17 августа вместо забора начали строить каменную стену.
В 1962 году на западногерманском телевидении вышел 12-минутный фильм о годе жизни с Берлинской стеной. В нем зафиксированы люди, пытающиеся вырваться на свободу, спустившись из окон домов на простынях, прыгающие из окон верхних этажей и крыш, и военные, закладывающие кирпичом окна близлежащих к стене домов и обносящие колючей проволокой крыши. Громкоговорители Западного Берлина призывали не стрелять в беглецов. Но призывы не помогали. А власти ГДР продолжали укреплять стену.
Граница была закрыта для пересечения: только в 1963 году, перед католическим Рождеством, жителям обеих частей города позволили провести семейные встречи. Кратковременные разрешения выдавали еще несколько раз, пока в 1971 году правительства ФРГ и ГДР не договорились о режиме разрешений и пропусков. Восточная Германия оставила за собой право не пускать людей в Западный Берлин или не выпускать из него без объяснения причин.
Пограничные барьеры в Берлине совершенствовались вплоть до 1989 года: простая стена превратилась в сложную систему. В середине 1960-х годов была выделена единая пограничная полоса – свободное поле зрения для пограничников, для чего были снесены жилые дома. Ночью полоса ярко освещалась лампами, создавая так называемую световую линию. В конце 1970-х годов новым препятствием для беглецов стала стена «хинтерланд». После нее беглецам нужно было перелезть через сигнальное ограждение, прикосновение к которому оповещало пограничников, размещенных на наблюдательных вышках. Сторожевые вышки располагались через регулярные интервалы примерно в 250 метров. У их подножия часто раскладывали колючие маты со стальными гвоздями, направленными вверх, чтобы либо поранить, либо отпугнуть беглецов. Официально они назывались «зональными барьерами», пограничники называли их «спаржевыми грядками», на Западе их иногда называли «сталинскими газонами». Вдоль внешнего кольца зачастую располагался ров. Использовались мины и самоходные гранаты. Предотвратить побег на легковом или грузовом автомобиле должны были автомобильное барьеры, состоящие из стальных ежей, сваренных из железнодорожных рельсов и соединенных колючей проволокой. В качестве последнего препятствия бежавшие должны были преодолеть пограничную стену высотой 3,6 метра.
Стену охраняли вооруженные солдаты. У них был приказ стрелять, если они не могли предотвратить побег каким-либо другим способом. Только в 1982 году использование огнестрельного оружия получило правовую основу в виде закона – закона о границе. Соответствующие письменные приказы считались секретными и поэтому были недоступны для обычных полицейских и солдат. Даже рядовые офицеры были проинформированы о них только устно или отрывочно. Эффективность работы пограничников оценивалась по тому, скольким беглецам удалось пересечь границу и сколько незаконных пересечений границы они предотвратили. Поэтому, независимо от политической и правовой ситуации, существовала тенденция требовать от своих подчиненных неукоснительного применения огнестрельного оружия. Приказ о применении огнестрельного оружия был отменен только 4 апреля 1989 года. С тех пор применение огнестрельного оружия разрешалось только в случае угрозы жизни самих пограничников.
Всего за время существования границы было совершено 200 тыс. попыток пересечь ее в западном направлении. Зафиксировано лишь 5 тыс. успешных попыток. На границе погибло около 600 человек. По меньшей мере 140 человек были убиты у Берлинской стены в период с 1961 по 1989 год. Кроме того, как минимум 251 человек погиб во время или после прохождения контроля на пограничных пунктах в Берлине. Не сосчитать людей, ушедших из жизни от горя и отчаяния.
В марте 1985 года СЕПГ утверждал, что якобы 20 000 бывших граждан ГДР хотят вернуться с Запада на Восток, разочаровавшись в капитализме. Журналист Ульрих Штолль провел расследование и разоблачил это как пропагандистскую кампанию: он встретился с семьями, которых шантажировали и брали в заложники, чтобы убедить бежавших вернуться. Согласившиеся должны были пройти программу проверки и перевоспитания. В центральном приемном пункте Рентгенталь на окраине Берлина возвращенцам приходилось ждать месяцами, пока им разрешат вернуться к своим семьям. Многие пострадали от лагерной лихорадки, некоторые покончили с собой.
Анна Гёклер
Источник: www.berliner-mauer-gedenkstaette.de
Фото: Wikimedia