Между небом и землей: Цирк Дю Солей «Кортео»

Хо­ти­те уви­деть шоу цир­ка Дю Со­лей «Кор­тео» и за­гля­нуть за ку­ли­сы? Мы от­кро­ем тай­ны это­го пред­став­ле­ния, рас­ска­жем о под­зем­ных за­ко­ул­ках сце­ны и пи­кант­ных мо­мен­тах, ко­то­рые оста­ют­ся не­ви­ди­мы­ми зри­те­лю. Добро по­жа­ло­вать в мир ру­котвор­ной ма­гии са­мо­го из­вест­но­го цир­ка в ми­ре.

На­зва­ние «Corteo», что в пе­ре­во­де с италь­ян­ско­го озна­ча­ет «кор­теж», оли­цетво­ря­ет ра­дост­ное шест­вие, празд­нич­ный па­рад, при­ду­ман­ный кло­уном. Как от­ме­ча­ет со­зда­тель шоу, оно со­че­та­ет в се­бе страсть ак­тёра с гра­ци­ей и си­лой ак­ро­ба­та, по­гру­жая зри­те­лей в те­ат­раль­ный мир ве­селья, ко­ме­дии и спон­тан­нос­ти, ко­то­рый слов­но па­рит меж­ду не­бом и зем­лей.

С пер­вых ми­нут зри­те­ли ока­зы­ва­ют­ся внут­ри фан­та­зии. По­лу­проз­рач­ный за­на­вес мед­лен­но под­ни­ма­ет­ся, от­кры­вая ста­рин­ную кар­ти­ну XVIII ве­ка. Сквозь ту­ман­ную дым­ку вид­ны кос­тю­мы, де­ко­ра­ции, слов­но ожив­шие об­ра­зы из про­ш­ло­го. Вот ан­ту­раж при­хо­дит в дви­же­ние, и зри­те­ли шаг за ша­гом про­ни­ка­ют в этот ил­лю­зор­ный мир.

Сюжет спектакля начинается с того, как глав­ный ге­рой Мау­ро пред­став­ля­ет свои по­хо­ро­ны, но это, казалось бы печальное событие, превращается в бурлеск и буффонаду

Глав­ный ге­рой Мау­ро пред­став­ля­ет свои по­хо­ро­ны, ко­то­рые про­хо­дят в ду­хе кар­на­ва­ла. Его окру­жа­ют неж­ные ан­ге­лы, па­ря­щие над кро­ватью. На про­тя­же­нии все­го шоу лю­ди-ан­ге­лы ле­та­ют в не­ве­со­мос­ти, со­зда­вая об­ра­зы не­бес­ной гар­мо­нии. Мау­ро про­хо­дит свой путь к не­бе­сам, осва­и­вая ан­гель­ские пре­муд­рос­ти. Од­на­ко ан­ге­лы не те­ря­ют сво­ей че­ло­веч­нос­ти: они шу­тят, сме­ют­ся, лю­бят.

Мау­ро во­об­ра­жа­ет, как его по­хо­ро­ны пре­вра­ща­ют­ся в ве­сёлое зре­ли­ще. Вот сце­на пре­вра­ща­ет­ся в боль­ни­цу, где па­ци­ен­ты с азар­том пры­га­ют на кро­ва­тях. Ак­ро­ба­ты со­вер­ша­ют воз­душ­ные саль­то, под­ни­ма­ют­ся на не­сколь­ко мет­ров вверх, ба­лан­си­ру­ют на пе­ри­лах, пе­ре­кре­щи­ва­ют­ся в по­лётах. Ка­жет­ся, что столк­но­ве­ние не­из­беж­но, но всё рас­счи­та­но до мель­чай­ших де­та­лей. Этот эпи­зод воз­вра­ща­ет зри­те­лей в дет­ст­во — кто не пры­гал на кро­ва­ти, по­ка ро­ди­те­ли не ви­де­ли?

Влюбленный эквилибрист дарит розу ангелу

Ста­рин­ные аба­жу­ры с хрус­таль­ны­ми под­вес­ка­ми, ко­то­рые по­на­ча­лу сто­ят по кра­ям сце­ны, пре­вра­ща­ют­ся в сна­ря­ды для воз­душ­ных гим­нас­ток. Ар­тист­ки удер­жи­ва­ют­ся на хруп­ких ни­тях, вы­пол­ня­ют слож­ные трю­ки, из­ги­ба­ют­ся в не­ве­ро­ят­ных по­зах. Све­тиль­ни­ки под­ни­ма­ют­ся в воз­дух, вра­ща­ют­ся и плав­но ка­ча­ют­ся, слов­но ма­ят­ни­ки.

Под ку­по­лом вы­сту­па­ет гим­наст­ка на шес­те, её дви­же­ния гра­ци­оз­ны и изящ­ны. Вни­зу сце­на на­чи­на­ет мед­лен­но вра­щать­ся под зву­ки ста­рин­ной бал­ла­ды, слов­но на­ша ма­лень­кая пла­не­та кру­тит­ся под ар­тист­кой.

Шоу пе­ре­пол­не­но не­ожи­дан­ны­ми де­та­ля­ми. Вот на сце­не иг­ра­ют в гольф, но вмес­то мя­чи­ка — го­ло­ва, ко­то­рая уве­рен­но уво­ра­чи­ва­ет­ся от клюш­ки и сме­ёт­ся над иг­ро­ка­ми.

В дру­гом эпи­зо­де эк­ви­либ­рис­ту при­гля­нул­ся ан­гел. Он, бу­ду­чи че­ло­ве­ком, не мо­жет взле­теть, а она — спус­тить­ся. Тог­да он под­ни­ма­ет­ся по длин­ной вер­ти­каль­ной лест­ни­це, ба­лан­си­руя на ней. Взо­брав­шись на­верх, он да­рит ан­ге­лу ро­зу и свою лю­бовь. В от­вет она вру­ча­ет ему крылья и не­бе­са.

На ог­ром­ной ско­рос­ти ак­ро­ба­ты ис­пол­ня­ют трю­ки на брусь­ях, пе­ре­ле­тая с пе­ре­кла­ди­ны на пе­ре­кла­ди­ну. Их дви­же­ния так точ­ны, что со­зда­ёт­ся впе­чат­ле­ние, буд­то они жон­гли­ру­ют собст­вен­ны­ми те­ла­ми. Этот эпи­зод на­по­ми­на­ет гео­мет­рию не­бес­ных тел, где всё под­чи­не­но точ­но­му рас­чёту.

Выступление гимнастов

Но са­мым вол­шеб­ным мо­мен­том ос­та­ёт­ся по­лёт на воз­душ­ных ша­рах. Ма­лень­кая ар­тист­ка па­рит над сце­ной и за­лом, а зри­те­ли, под­ста­вив ру­ки, по­мо­га­ют ей взле­тать вы­ше. Всё вы­гля­дит на­столь­ко не­ве­ро­ят­но, что ка­жет­ся, буд­то за­ко­ны фи­зи­ки здесь прос­то не дейст­ву­ют.

За ку­ли­са­ми

Сце­на устро­е­на не­обыч­но: зри­те­ли си­дят не во­круг неё, как в цир­ке, и не пе­ред ней, как в те­ат­ре. Вмес­то это­го они рас­по­ло­же­ны по обе сто­ро­ны, ли­цом друг к дру­гу. Это по­зво­ля­ет каж­до­му ви­деть ар­тис­тов так, буд­то дру­гой сто­ро­ны сце­ны во­все не су­щест­ву­ет.

Под сце­ной на­хо­дит­ся це­лый мир, не­ви­ди­мый зри­те­лям. Здесь хра­нит­ся рек­ви­зит, ак­те­ры пе­ре­оде­ва­ют­ся, гри­ми­ру­ют­ся и го­то­вят­ся к вы­хо­ду. Все ин­же­нер­ные кон­струк­ции со­би­ра­ют­ся все­го за три ча­са, не­смот­ря на их слож­ность.

Все конструкции, на которых выстуают артисты, должны быть надёжныи. Тем не менее, они собираются за короткое время

Цирк Дю Со­лей из­вес­тен тем, что не ис­поль­зу­ет жи­вот­ных. Всё вни­ма­ние сос­ре­до­то­че­но на лю­дях и их воз­мож­нос­тях. Это ис­кус­ст­во пре­вра­щать слож­ное в прос­тое, а не­воз­мож­ное в оче­вид­ное. Каж­дое шоу от­ли­ча­ет­ся уни­каль­ной ат­мо­сфе­рой. На­при­мер, пред­став­ле­ния «О» или «Alegría» вы­зы­ва­ют со­вер­шен­но раз­ные эмо­ции, но оди­на­ко­во впе­чат­ля­ют мас­тер­ст­вом ар­тис­тов.

Кос­тю­мы — это от­дель­ная часть твор­чес­ко­го вол­шебст­ва. Для «Кор­тео» ди­зай­не­ры вдох­нов­ля­лись эпо­хой Ве­не­ци­ан­ско­го кар­на­ва­ла и цир­ко­вы­ми тра­ди­ци­я­ми на­ча­ла XX ве­ка. Все­го для шоу бы­ло со­зда­но бо­лее 250 кос­тю­мов. Они шьют­ся вруч­ную, по ин­ди­ви­ду­аль­ным мер­кам ар­тис­тов. Гар­де­роб цир­ка Дю Со­лей на­счи­ты­ва­ет бо­лее 2500 на­ря­дов, а в мас­тер­ских за ку­ли­са­ми по­сто­ян­но ре­мон­ти­ру­ют и об­слу­жи­ва­ют обо­ру­до­ва­ние и де­ко­ра­ции.

Что де­ла­ет «Кор­тео» осо­бен­ным?

В от­ли­чие от при­выч­но­го цир­ка, каж­дое пред­став­ле­ние Цир­ка Дю Со­лей — это са­мос­то­я­тель­ный спек­такль с глу­бо­кой фи­ло­со­фи­ей. Сю­жет «Кор­тео» ос­та­ёт­ся за­гад­кой: то ли это ис­то­рия о смер­ти, то ли фан­та­зия или сон Мау­ро. Шоу объ­еди­ня­ет тро­га­тель­ные эпи­зо­ды, юмор, на­уку, кра­со­ту, иро­нию и лю­бовь.

Заканчивается спектакль, но цирк Дю Солей ждет новых зрителей. А зрители новых спектаклей

Все но­ме­ра со­про­вож­да­ют­ся жи­вой му­зы­кой и во­ка­лом на раз­ных язы­ках. В один из мо­мен­тов ар­тист­ка не­ожи­дан­но на­чи­на­ет го­во­рить на чис­том укра­ин­ском, что вы­зы­ва­ет удив­ле­ние и же­ла­ние вы­крик­нуть: «Добро­го ве­чо­ра, ми з України!». Но ува­же­ние к ар­тис­там на сце­не тре­бу­ет ти­ши­ны.

Что же та­кое Цирк Дю Со­лей «Кор­тео»? Это зре­ли­ще, ко­то­рое сто­ит уви­деть хо­тя бы раз в жиз­ни. Здесь ма­гия, фи­ло­со­фия и че­ло­ве­чес­кое мас­тер­ст­во сли­ва­ют­ся во­еди­но, со­зда­вая мир меж­ду не­бом и зем­лёй.

Екатерина Головачёва.
Фото с сайта https://www.cirquedusoleil.com

Hier finden Sie uns auf Social-Media

Puppentheater «Buratino» bei Instagram Puppentheater «Buratino» bei Facebook Puppentheater «Buratino» bei
Unigram (deutsch)
Канал Театра кукол «Буратино» в Telegram (на русском)