Маленькое кафе на улице Ленина в городе Жданове называлось «Старый Мариуполь». В этом кафе по субботам собиралась местная интеллигенция на литературные и музыкальные вечера. В теплой и дружественной обстановке за чашкой кофе обсуждались новые произведения известных и начинающих авторов.
В 1990-е годы прошлого века городу вернули название Мариуполь, данное ему в 1780 году греками, переселенными из Крыма Екатериной II. Села, основанные вокруг Мариуполя, тоже получили привычные для греков «крымские» названия: Ялта, Гурзуф, Сартана, Старый Крым и т.д.
В советское время индустриализации Мариуполь развивался и рос быстрыми темпами. К грекам, греко-татарам добавились русские, украинцы, белорусы, евреи, а также представители других национальностей Советского Союза. Благодаря этому человеческому «конгломерату» на свет появились удивительной красоты женщины, черноглазые, смуглокожие, работящие.
Мужчины трудились на металлургических заводах, в 50 лет уходили на пенсию и редко кто из них доживал до 60-ти. Над городом вились дымы коксохимзавода, двух металлургических гигантов, завода «Тяжмаш». Ночью выбросы усиливались, сталевары убирали фильтры, чтобы ускорить плавку и получить премиальные.
В годы перестройки и позже в Украину приезжали артисты – звезды Союза, а также писатели и поэты. Изумительная Белла Ахмадулина, Феликс Кривин – Эзоп нашего времени, Александр Иванов – поэт-пародист, Евгений Шендрик – чарующий лирик и остроумный юморист. Все они выступали в кафе и на других площадках города. На сцене городского драмтеатра блистали коллективы Мариинского, Крымского академического театра, Современника и других известных театров. Это было время культурного развития полумиллионного Мариуполя, который до этого был довольно-таки пролетарским по происхождению, оставаясь в тени областного центра – Донецка.
Встречи в «Старом Мариуполе» послужили толчком для создания клуба, а позже и творческого объединения «Юмордом» под руководством писателя-юмориста Якова Нуделя.
На вечера в клубе приглашались не только писатели и поэты, но и музыканты и артисты театра. Постепенно образовался круг авторов, которые сочиняли веселые шутки и рассказы к каждой встрече. А поводов было много – методом проб и ошибок шло становление государства Украина. Кроме того, это было время лихих 90-х: рэкет, разборки между бандитскими образованиями за сферы влияния, частые убийства депутатов, уголовных авторитетов и т.д.
И вот прошло тридцать с небольшим лет. Выросло новое, «интернетное» поколение, получившее доступ к мировой культуре и безвизовый въезд в Европу. Поколение с огромным желанием быть свободным от всякого диктата, завоевывающее эту свободу на майданах, избиравшее своих президентов на все более и более честных выборах и строившее свою страну, превозмогая коррупцию, воровство и насилие.
Я посетила Мариуполь в 2019 году и была приятно удивлена чистотой города, вежливостью продавцов, прекрасным городским транспортом. Мариупольцы восхищались своим молодым мэром, гордились красивыми парками и скверами, надеялись на дальнейшие усовершенствования и счастливую жизнь…
И вот пришла беда. Больше нет процветающего города, нет людей, которые растили детей, любили и украшали этот город, нет кафе с названием «Старый Мариуполь» и драмтеатра, на который сбросили тяжелую авиабомбу.
«Теперь птицы у нас не поют и собаки не лают», – сказал талантливый и очень скромный мариупольский поэт Андрей Цветников после первого дня войны.
Нет больше города Мариуполя, многие мирные жители не смогли спастись. Телефоны моих друзей молчат…
Елена Нудель
Март 2022 г., Лейпциг