В начале 2020 года никто еще и не подозревал о приближении затяжного кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией. Увеличение числа зараженных, нарастающая паника населения, введение строгих ограничений и неизбежные убытки огромных размеров для предприятий практически во всех сферах – страны по всему миру попали под неумолимый удар пандемии, к которой никто не был готов.
Все это очень негативно отразилось на мировой экономике и в большей или меньшей степени на экономике отдельных стран. Коронавирус уже внес свои коррективы в ход жизни множества компаний: для одних он стал роковым ударом, от которого предприятия не в состоянии оправиться, а для других – возможностью выйти из кризиса еще сильнее.
Каждый наверняка уже представлял себе различные сценарии того, как будет выглядеть мир, и, в частности, экономика после коронавируса. Что же на этот счет думают эксперты? «Институт будущего» во Франкфурте-на-Майне разработал четыре возможных сценария развития событий.
В первом из них нас ожидает сканирование запястья на наличие чипа при входе в метро; отправка друг другу данных о состоянии своего здоровья перед первым свиданием; запрос на разрешение для путешествий; еще более длительный и томительный процесс получения визы, а также торговые отношения между отдельными странами, гарантирующие лишь обеспечение основными продуктами… Представили? Мороз по коже. Видоизмененная тотальная изоляция.
Второй сценарий – крах системы. Мир настолько расшатан, что уже не в состоянии оправиться. Доверие в глобальное сотрудничество окончательно утеряно, каждая нация теперь сама за себя. Из страха перед новой пандемией страны отказываются продолжать какую-либо совместную деятельность.
А что же с третьим потенциальным исходом? Исследователи из «Института будущего» дали ему название – «Нео-племена». После кризиса глобализированное общество вернется к своим истокам, концентрируясь главным образом на местных структурах. Большее, чем когда-либо, внимание будет уделяться региональным продуктам и производству. Такие ценности, как семья, дом и хозяйство будут играть первостепенную роль. Маленькие обособленные сообщества станут новой тенденцией.
И, наконец, четвертый сценарий может выглядеть следующим образом: мир учится и становится сильнее. Мы научимся лучше приспосабливаться к самым разным обстоятельствам и станем более гибкими в постоянно меняющемся мире. Мировая экономика продолжит расти, но значительно медленнее, точнее – постепенно. Идеи и стратегии ведения бизнеса приобретут новые акценты. Предприятия должны будут научиться быть более независимыми от роста и прибыли. Особое внимание будет уделяться социально и экологически эффективным решениям проблем клиентов и других заинтересованных сторон. Данный сценарий был назван «Адаптация».
Вышеупомянутые сценарии могут лишь упрощенно обрисовать наше возможное будущее после коронавируса. Как мы видим, они затрагивают всю общественную систему, и экономика в ней играет одну из ключевых ролей. Давайте же обратимся к существующим последствиям и конкретным фактам в сфере экономики.
Казалось бы, ничто не могло переплюнуть финансовый кризис 2008 года по его масштабности и негативному воздействию на мировую экономику. Но, к сожалению, коронавирус повлек за собой еще более серьезные последствия. Для сравнения: во время финансового кризиса в 2008 году мировая торговля сократилась на 11 %, в 2020-м – на целых 15. Так, сферы общественного питания и туризма, организации мероприятий, а также производственный сектор сильно пострадали от коронавирусных ограничений. К сожалению, этих мер оказалось недостаточно, и вскоре последовало судьбоносное для всех решение правительства – абсолютная самоизоляция. Возрастающая безработица, банкротство, ослабленная покупательская способность, растущая процентная ставка, сокращение инвестиций… То, что сейчас происходит во всем мире, можно сравнить со всем нам известным эффектом домино: одно изменение неизбежно влечет за собой ряд других изменений. Из-за пандемии вся человеческая деятельность свелась к минимуму, экономика также дала сбой. Без функционирующих цепочек поставок нет производства, без свободы передвижения нет воздушного сообщения, без розничной торговли нет разнообразия в предложении.
С целью предотвращения худшего варианта развития событий правительство обязано было вмешаться. Были разработаны экономические программы помощи предприятиям и самозанятым лицам. К числу таких мер относится предоставление пособий, сокращение налогов, возмещение фиксированных затрат. Более того, Евросоюз занялся продажей государственных облигаций, которые были названы корона-облигациями. Этот шаг предоставил быстрый доступ к денежным средствам, в которых так нуждались страны. Однако стоит упомянуть, что такая мера была достаточно неоднозначно воспринята политическими деятелями.
В любой кризисной ситуации всегда есть те, кто безнадежно идет ко дну, и те, кто процветает. К предприятиям, оказавшимся в выигрыше, в первую очередь относятся: электронная коммерция, службы доставки, а также стриминговые видеосервисы. Кто точно вышил сухим из воды, так это всемирно известная компания Amazon. Большинство из нас совершает покупки в интернете, и Amazon – как раз то место, где можно найти практически все. Неудивительно, что состояние Джеффа Безоса, основателя интернет-компании Amazon, во время пандемии увеличилось на 67,5 млрд долларов.
Развитие экономики и ее благополучное восстановление подвержено многообразным процессам корректировки на разных уровнях и с разной скоростью. Уже сейчас ясно, что перезагрузка экономики пройдет в необычных условиях. Следовательно, на повестке дня у предприятий стоят импровизация, адаптация, избавление от старых рутин и привычных структур. Неправильным подходом является желание вернуть мир и экономику такими, какими они были перед коронавирусом. Программа будущего – это анализ не прошлого, а настоящего. Наши потребности и ценности изменились, и поэтому именно адаптация к новым условиям теперь является нашей главной задачей.
Алина Гайлума